Материнская любовь
Материнская любовь,
как я уже говорил, это безусловное утверждение в жизни ребенка и его потребностей.
Но здесь должно быть сделано одно важное дополнение. Утверждение жизни
ребенка имеет два аспекта: один - это забота и ответственность, абсолютно
необходимые для сохранения жизни ребенка и его роста.
Другой аспект выходит
за пределы простого сохранения жизни. Это установка, которая внушает ребенку
любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым,
хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле!
Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в библейском рассказе
о творении. Бог создал мир и человека. Это соответствует простой заботе
и утверждению существования. Но бог вышел за пределы этого минимального
требования. Всякий день после творения природы - и человека - бог говорит:
„Это хорошо".
Материнская любовь на этой второй ступени заставляет
ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет; она внушает ребенку
любовь к жизни, а не только желание оставаться жизнеспособным. Та же идея
может быть выражена и другим библейским символом. Земля обетованная (земля
это всегда материнский символ) описана как „изобилующая молоком и медом".
Молоко - это символ первого аспекта любви, заботы и утверждения. Мед символизирует
радость жизни, любовь к ней, и счастье быть живым. Большинство матерей
способны дать „молоко", но лишь меньшинство дает также „мед".
Чтобы быть способной давать мед, мать должна быть не только хорошей матерью,
но и счастливым человеком, а эта цель достигается немногими.
Воздействие
матери на ребенка едва ли может быть преувеличено. Материнская любовь
к жизни так же заразиельна, как и ее тревога. Обе установки имеют глубокое
воздействие на личность ребенка в целом: среди детей и взрослых можно
выделить тех, кто получил только „молоко", и тех, кто получили и
„молоко", и „мед".
В противоположность братской и эротической любви, которые являются формами
любви между равными, связь матери и ребенка это по самой своей природе
неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой дает ее.
Из-за альтруистического, бескорыстного характера материнская любовь считается
высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей.
Представляется все же, что действительным достижением материнской любви
является не любовь матери к младенцу, а ее любовь к растущему ребенку.
Действительно, огромное большинство матерей - любящие матери, пока ребенок
мал и полностью зависим от них. Большинство матерей хотят детей, они счастливы
с новорожденным ребенком и погружены в заботу о нем. И это несмотря на
то, что они ничего не получают от ребенка в ответ, кроме улыбки или выражения
удовольствия на лице. Эта установка на любовь отчасти коренится в инстинктивной
природе, которую можно обнаружить у самок как животных, так и людей. Но
наряду с важностью инстинктивного фактора существуют еще специфически
человеческие психологические факторы, ответственные за этот тип материнской
любви. Один из них может быть обнаружен в нарциссистском элементе материнской
любви. Ввиду того, что ребенок воспринимается как часть ее самой, любовь
и слепое обожание матери могут быть удовлетворением ее нарциссизма. Другие
мотивации могут быть обнаружены в материнском желании власти или обладания.
Ребенок, существо беспомощное и полностью зависимое от ее воли, это естественный
объект удовлетворения для женщины, властной и обладающей собственническими
чертами.
Хотя эти мотивации встречаются часто, они, вероятно, все же менее важны
и менее всеобщи, чем мотивация, которая может быть названа потребностью
трансцендирования. Потребность в трансцендировании одна из основных потребностей
человека, коренящаяся в его самосознании. Он не удовлетворен своей ролью
в сотворенном мире, он не может воспринимать себя в качестве игральной
кости, наугад брошенной из кубка. Ему необходимо чувствовать себя творцом,
выйти за пределы пассивной роли сотворенного существа. Есть много путей
достижения удовлетворения творением; наиболее естественный и легкий путь
достижения это материнская забота и любовь к ее творению. Она выходит
за пределы себя в ребенке, ее любовь к нему придает значение и смысл ее
собственной жизни. (В самой неспособности мужчины удовлетворить свою потребность
в трансцендировании посредством рождения детей заключена его страстная
потребность выйти за пределы себя в творениях рук своих и идей).
Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться
от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым человеческим
существом. Сама сущность материнской любви -забота о росте ребенка - предполагает
желание, чтобы ребенок отделилcя от матери. В этом основное ее отличие
от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были разделены,
становятся едины. В материнской любви два человека, которые были едины,
становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а
именно хотеть и поддерживать отдаление ребенка. Именно на этой стадии
материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому что требует
бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме
счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие матери оказываются
неспособны решить задачу материнской любви. Нарциссистская, властная,
с собственнической установкой женщина может успешно быть любящей матерью,
пока ребенок мал. Но только действительно любящая женщина, для которой
больше счастья в том, чтобы отдавать, чем в том, чтобы брать, которая
крепко укоренилась в своем собственном существовании, может быть любящей
матерью, когда ребенок начинает отделяться от нее.
Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает
для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых,
и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может любить своего
младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может стать действительно
любящей матерью, только если она способна любить вообще; если она способна
любить своего мужа, других детей, чужих людей, всех людей. Женщина, которая
не в состоянии любить в этом смысле, может быть нежной матерью, пока ребенок
мал, но она не может быть любящей матерью, чья задача в том, чтобы быть
готовой перенести отделение ребенка - и даже после отделения продолжать
любить его. |