Оформить заказ

Застывший взгляд
(физиологическое воздействие телевидения на детей)

Райнер Пацлаф
М. 2003
(краткий конспект)

До сих пор наука о масс-медиа "занималась исключительно вопросами оформления передач и их воздействия на различные категории зрителей, а кроме того - социологическими и педагогическими аспектами использования телевидения. Этим темам посвящена уйма публикаций, а вот подспудным воздействиям операторской работы и телемонтажа на зрителя - очень немногоие работы и уж совсем немногие - неосознаваемым физиологическим воздействиям телеэкрана."

Как мы рассматриваем лицо:
ключевые точки - глаза и рот.
Правая часть лица более значима,
оказывается, она в самом деле 
эмоционально более выразительна. Если в XIX веке считали человеческий глаз чем-то вроде фотоаппарата, то на сегоняшний день исследования показали, что это не так. Картинка не просто отражается на сетчатке, как на пленке. В глазу имеется небольшая ямка (fovea), где сосредоточена наибольшая чувствительность, занимающая примерно 0.02% от всей площади сетчатки. Именно этим тонким лучом человек видит отчетливо. Поэтому, чтобы увидеть "кадр", глаз человека совершает массу движений по ключевым моментам картины, взгляд скачет - совершает саккады, примерно 2-5 скачков в секунду. Определение "ключевых" моментов - индивидуальный волевой акт, поэтому, глядя на одно и то же, разные люди видят разное. Вывод: зрение - активная деятельность, сюда вовлечены движения мышц глазного яблока, мышц хрусталика (аккомодация), картинка составляется на основании прошлого опыта человека, т.е. зритель направляет свой взгляд, он хочет что-то увидеть (интенциональность).

Теперь автор задается вопросом, является ли картинка на телеэкране обыкновенным, наряду с другими, объектом для зрения. Иллюзия изображения создается в телевизоре разверткой: электронный луч пробегает по экрану 50 раз в секунду, создавая половину кадра за 1/50 сек., в следующую 1/50 сек. строится вторая половина кадра, т.о. за 1 сек. сменяется 25 полных кадров. Но ни один из них не существует в действительности. Кадр разваливается на мгновенные вспышки точек, разбросанных по экрану, и глаз, привыкший искать ключевые моменты, не успевает воссоздать картину, она всякий раз уже другая. Отчетливый кадр существует не на экране, а на сетчатке глаза, т.к. сетчатка менее реактивна, чем экран, послесвечение на ней держится дольше. Получается, чтобы смотреть телепередачу, глаз обязан остановиться. И небольшой угол зрения, и постоянное расстояние до телевизора, и сама собой возникающая на сетчатке картинка делают ненужной всякую активность глаз. Оцепенение взгляда передается всему телу.

Сам способ передачи изображения по телевизору диктует глазу остановиться, и как следствие, воле - замереть. Измерения активности мозга (Электро-Энцефало-Граммы) показали наличие при телепросмотре Альфа-ритмов, которые наблюдаются при трансах, медитации, гипнозе. Угасание собственной активности приводит к сумеречному состоянию сознания, к дремоте.
Социологические исследования в Америке обнаружили зависимость между временем телепросмотров и ожирением. Опыты показали: расход энергии организмом во время простого бездеятельного отдыха (лежа на кровати) на 14% больше, чем в том же положении, но при включенном телевизоре. Пульс при этом замедляется на 10%.
Операторы, чтобы не дать зрителю заснуть, вынуждены увеличить частоту смены кадров, ракурсов, перспектив. Сейчас это один раз за 2-5 секунд, что приближается к экспериментально замеренной частоте смены взгляда самого человека. Т.о. зритель получает иллюзию собственного взгляда, следуя при этом исключительно за волей камеры.

Только человек, обладающий ответственным самосознанием, рефлектирующий над подаваемой информацией, способен без ущерба для себя смотреть телевизор. Способны ли на такое дети?
"Ведь для "рожденного недоноском", как назвал человека Адольф Портман, характерно, что тело новорожденного еще не развито до конца и для его окончательного формирования необходимы импульсы, раздражения, идущие к ребенку из внешней среды. Малыш улавливает эти импульсы всем своим существом - о такой цельности восприятия взрослый не имеет никакого представления. Все, что ребенок воспринимает в первые годы жизни, и все, что он делает, налагает свою печать на его организм вплоть до структуры отдельных органов, потому что он полностью отождествляет себя с тем, что несет ему мир. Все его существо как бы влито в окружающее и представляет собой активную вовлеченность в мир. Можно сказать и так: малыш целиком и полностью являет собой орган восприятия.

В естественных условиях такое радостное устремление к чувственному миру - сильная сторона детей, но перед телевизором оно становится их ахиллесовой пятой. Ведь тут им предъявляются такие требования, которые этим "визуально неграмотным", как называет детей Ута Бенц, пока вообще не по плечу: "Наивность зрительного восприятия, неспособность выразить словами визуальные впечатления, отсутствие собственных слов для описания образа и неспособность заглянуть в его подоплеку, чтобы уловить связь чужого замысла и предполагаемого отклика на него", - все это загоняет их в ситуацию бессилия и зависимости, которая для их развития может быть только вредоносной."

Это очень короткий конспект. Полностью скачать замечательную, основательную, снабженную обширной библиографией книгу можно здесь: http://bookz.ru/?band=10091&id=pazlavrnr01

на начальную страницу
[Содержание]
[Следующая статья: Как стать моральным уродом?]
[тут безвредные диафильмы]


© 1999 - 2017 RusToys.ru