Оформить заказ

 Елена Киселева

История Елки

«O Tannenbaum, O Tannenbaum,
Du kannst mir sehr gefallen!
Wie oft hat schon zur Winterszeit
Ein Baum von dir mich hoch erfreut!
O Tannenbaum, O Tannenbaum,
Du kannst mir sehr gefallen!»

Прослушайте песенку!

Предисловие

Новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. Новый год праздновался уже в Древнем Египте - во время разлива реки Нил, примерно в конце сентября. Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Древние римляне ещё до нашей эры стали дарить новогодние подарки и веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи, благополучия. В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь.

На Руси отмечали начало нового года 1 сентября. По указу Петра Великого с 1700 года Новый год стали отмечать 1 января.

как известно, елка Главный атрибут новогодних праздников, как известно, елка. И она тоже имеет свою историю, уходящую корнями в далекие-далекие времена. Возьму на себя смелость, не претендуя на точность, попытаться восстановить хронологию событий. Источниками информации служили материалы, найденные в Интернет-сети.

Почему Елка?

Давным-давно жили-были на земле люди, известные истории как кельты или, как их называли римляне, – галлы.

кельты или, как их называли римляне, – галлы. Примерно две-три тысячи лет назад кельты расселились почти по всей Европе. Это был очень многочисленный народ. В первом тысячелетии до новой эры он занимал территорию от Чехии (по современной карте) до Ирландии. Турин, Будапешт и Париж (тогда он назывался Лютеция) были основаны кельтами. Кельтские жрецы – друиды – основывали свою религию на поклонении силам природы, особенно велика была магия дерева. Кельты верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлебов и овощей. Ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, «мировым древом», символизирующим жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. В конце декабря, когда дни становились длиннее, и начинался новый "солнечный" год, люди отправлялись в лес и на ветвях самой большой Елки развешивали "подарки" для духов, чтобы они были добрее и дали хороший урожай.

Похожие обычаи существовали и у других древних народов. Например, в Древнем Египте в самый короткий день года люди приносили в свои дома пальмовые ветви, символизировавшие победу жизни над смертью. Римляне в зимний праздник Сатурналий также украшали свои дома зелеными ветками в честь бога земледелия.

Обычай вносить украшенную ель в дом принесли древние германцы. Они считали ель деревом верховного бога Водана и по традиции в период зимнего солнцестояния подвешивали ветви ели к потолку в своих домах – чтобы отогнать ведьм и злых духов. Постепенно еловые ветви стали заменяться целым деревом. Но елку не просто ставили где-то в доме, а все так же подвешивали к потолку ближе к дверям. Вешали не за верхушку, а за корень. Такое положение дерева, с одной стороны, символизировало солнце, которое посылает свои лучи и силу Земле, а с другой – подвешенное за корень дерево означало, что земное является отражением небесного и что высокое может опуститься, а низкое – подняться. Германцы наряжали елку яблоками (символ плодородия), яйцами (символ развивающейся жизни) и орехами (символ непостижимости божественного промысла).

Говорят, что Деда Мороза первыми придумали гунны – азиатские кочевники: у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день полагалось ставить в доме елку, считавшуюся священным деревом. Эту традицию, которой, получается, уже более 5 000 лет, гунны принесли и в Европу (на территорию современной Германии и Франции), захватом которой они успешно занимались в 4-5 веке. Затем они были разгромлены, а традиции остались.

С принятием христианства языческая символика и обряды были запрещены, но не искоренены полностью. Наряженная всякими угощениями ель приобрела смысл приношения Богомладенцу Христу. Устраивать ее стали не в новолетие, а накануне Рождественской всенощной. Согласно самой популярной теории предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер однажды (вроде как в 1513 году) в ясный и морозный сочельник шел домой через лес. Вдруг он обратил внимание на елку, сквозь лапы которой красиво просвечивали звезды. Это произвело на Лютера такое большое впечатление, что дома он поставил елку для своей семьи и прикрепил к ее веткам свечи. Огоньки свечей напоминали ему звезды на небе.

Первые наряженные рождественские Елки появились в Эльзасе на территории современной Франции. Летопись свидетельствует: "На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем - и по всей Европе.

На верхушке немцы размещали звезду, как знак Вифлеемской звезды, которая указывала путь пастухам к месту, где родился Иисус Христос. Также елку украшали дюжиной свечей, что соответствовало количеству месяцев в году. Немного позже елку начали наряжать опять же яблоками - в знак плодородия, и орехами, которые символизировали непостижимость человеком божьего замысла.

Скорее всего, именно тогда появились легенды о христианском происхождении Елки.

Одна из таких легенд гласит Одна из таких легенд гласит, что в XIII веке английский рыцарь святой Винифред, покинув свою прекрасную родину, пришел в дикую лесистую Германию, чтобы проповедовать германцам слово Божие. В холодную зимнюю ночь увидел он на опушке леса большую толпу людей, поклонников Тора, которые стояли вокруг священного дуба – «дерева грозы» и готовились к человеческому жертвоприношению в честь «Смерти солнца». В тот момент, когда жертву должен был поразить удар, святой Винифред поднял обреченного. Им оказался прекрасный ребенок. Несколькими взмахами могучей руки Винифред срубил священный дуб. Когда же вековое дерево упало, глазам присутствующих предстала росшая позади него и как будто возродившаяся на месте старого дуба молодая елка – нежная и стройная. Винифред обратился к германцам и сказал им: «С этой ночи да будет эта маленькая елка для вас священна; она дерево мира, потому что из него вы строите ваши жилища, она символ вечной жизни, так как ее ветви всегда зелены; она возвышается к небу, и будет называться деревом «Младенца Бога». Елка была тогда срублена и с почетом и торжественными церемониями перенесена в селение, именно с той поры каждый год в известную пору она стала служить украшением жилища древних германцев.

А вот легенда о происхождении серебряной мишуры. «Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Как-то накануне Рождества она нарядила елку, но елка получилась скромная, почти без украшений. Ночью на елке побывали пауки, и, переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. Зная доброту женщины, младенец Христос решил ее наградить и благословил дерево - в результате паутина превратилась в сверкающее серебро».

Елка победно шла по разным странам, завоевывая все больше поклонников. Правда, в какой-то момент у рождественского дерева появился конкурент – пирамида. Обычай изготавливать рождественские пирамиды появился, по-видимому, в Саксонии. В 1810 г. пирамиды уже украшали улицы и площади Берлина, а в 1825 г. они появились и в Гамбурге. Рождественская пирамида представляла собой весьма замысловатое двух- или трехэтажное сооружение, украшенное цветной мишурой, бумажными цветами, позолоченными шишками, веточками вечнозеленых деревьев (в том числе и ели), фонариками и свечами. На вершине пирамиды прикрепляли либо особо крупную шишку, либо куклу, а внизу располагались гипсовые или восковые фигурки, изображавшие сценки рождения Христа. Там же, у основания пирамиды, клали и подарки для детей.

Но Елка все же победила.

Пока на Елках нет игрушек, да и свечи слишком дороги, чтобы использовать их для украшения лесных красавиц. Однако княжеские и другие дворы многочисленных центральноевропейских монархий уже могли позволить себе игрушечные и световые украшения новогодних елок. Модный обычай этот распространялся первоначально в городах, и, прежде всего в высших слоях общества - в домах богатых дворян и купцов.

Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. По преданию, однажды выдался неурожай яблок. Тогда верующие пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника.

сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары считаются классикой елочных украшений.

Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века - здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, которые потом раскрашивали яркими красками. С этого времени "съедобные" елочные украшения почти "вышли в тираж", и на их место "заступили" игрушки из стекольных мануфактур Тюрингии и Богемии, которые стали быстро завоевывать себе место под солнцем в домах государств Центральной Европы.

Затем на елки стали вешать Затем на елки стали вешать не только игрушки из богемского или тюрингского стекла, но и сделанных из папье-маше зверюшек, клоунов, а также развешивать свечи из пчелиного воска. Достоянием же простого люда Елка стала лишь во второй половине 19 века.

«Наша» Елка

На Руси к ели тоже было отношение особенное, но менее праздничное. Почему исстари на похоронах путь за покойником устилается еловым лапником? - Дорога позади усопшего как бы перегораживается елью, чтобы острые иголки препятствовали его возращению с кладбища обратно в свой дом. Некогда девушка, желавшая отвадить постылого ухажёра, незаметно прятала в его карман кончик еловой веточки — "отвращающий" ответ нелюбимому, означающий "нет". Праздничным же деревом у славян считалась вишня. Именно цветущая вишня, а не колючая ель, специально выращивалась в кадках и в Новый год украшала славянские дома, благоухая розовыми нежными лепестками.

Старинные обычаи нарушил Петр I. Царским указом всем жителям было велено отмечать встречу Нового года: зажигать костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить".

Конкретно о рождественской Елке Конкретно о рождественской Елке речь пока не шла, а только о вечнозеленых деревьях – символах вечной, не умирающей жизни. Но, как всегда было в России, Указ сначала выполнялся весьма старательно, а после смерти Петра был забыт. Исключением остались питейные заведения, крыши которых каждый Новый год украшали елками. Причем их там оставляли до следующего Нового года и только тогда заменяли свежими. В сознании людей «кабак» был так прочно связан с вечнозеленым деревом, что даже сложились пословицы и поговорки: «Идти под елку», «Елка (читай – кабак) чище метлы дом выметает». Даже в 1900 г. в сатирических разделах газет еще можно было прочитать забавные стихотворения типа:
«Привез мужик елку,
Елку продал;
А зашел «под елку»,
Деньги пропил».

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А как самостоятельный атрибут Рождества новогодняя Елка широко становится известной в России с 1830-х годов, прежде всего в Петербурге, где проживало много иностранцев. Православный люд потихоньку перенимал лютеранские обычаи. По личному указу Николая I в Зимнем дворце был устроен праздник Елки. Царский пример вызвал массовые подражания и уже через несколько лет весь Петербург украшал елки накануне рождественской всенощной.

накануне рождественской всенощной.

Интересно, что в эти времена уже можно было купить красиво украшенную елку – но только... в кондитерских.

Стоили эти елки весьма дорого Стоили эти елки весьма дорого – от 20 до 200 рублей! Но зато были удивительно хороши. На них можно было увидеть замечательные игрушки: крохотные яркие сундучки с подарками, китайские фонарики, корзиночки, куколки, шары и многое-многое другое. В 1851 г. публичные елки были установлены в Москве в зале Благородного собрания, на детском празднике в пользу женских частных школ, и в Санкт-Петербурге, в «Пассаже» и на Екатерингофском вокзале. И практически сразу рождественский праздник для детей с раздачей подарков стали называть «елкой».

В 1882 г. американец Э.Джонсон предложил использовать для украшения Елки электрическое освещение. И уже в 1897 г. праздничная Елка в Царскосельском манеже сверкала электрическими огнями.

Целый ряд историков подчёркивает, что в народе «елочного» обычая не было, но под влиянием города, в конце 19 века Елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем и в крестьянских домах. В достаточных семействах В достаточных семействах было принято украшать Елку мандаринами и конфетами, а потом собирать к Елке на угощение бедных детей, живущих окрест. В эти дни часто звучало известное присловье: "Христос ведь тоже в бедной семье родился"... Елка была на одну рождественскую ночь. Дети страшно ждали подарков. Елку таинственно через черный ход проносили в квартиру, а уже на следующее утро еe клали набок и отдавали на "разграбление" детям. К началу 20 века елки устраивались уже по всей России.

Сначала маленькие eлки, обвешанные сладостями, устанавливали прямо на стол. Позже их стали ставить в центр комнаты. Тогда потребовались большие ели и заработали первые eлочные базары. первые елочные базары. Тогда же и появился мифологический персонаж, который якобы и дарит всем eлки - Дедушка Мороз, которого также называли Святой Николай, добрый Морозко или дед Елкич. Первый елочный базар появился в Санкт-Петербурге в конце XIX в. Сначала он находился в центре города – вдоль Невской линии «Гостиного двора», а позже, в 1898 г., был перенесен на Петровскую площадь. С этих пор кондитерские заведения в России перестали быть единственным местом организованной продажи новогодних елок.

В 1916 году рождественская Елка на русской земле оказалась в опале. Священный Синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев. Большевики негласно продлили этот запрет. Советской властью Елка была объявлена «буржуазным предрассудком», тесно связанным с опальной религией.  с опальной религией Детский журнал "Чиж" печатал такие, например, стихи:
«Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!»

Украшенная Елка сделалась поводом, чтоб репрессировать человека "за религиозную пропаганду". Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно. Окна тогда плотно занавешивали одеялами из опасения доноса.

В 30-е годы Елку реабилитировали, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. Елку вновь приурочили к новолетию Елку вновь приурочили к новолетию, возвращая языческие времена. Атеистическая власть изгнала изображения Ангелов и пастухов, поклоняющихся Богомладенцу Христу. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной.  Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной. По указу Сталина вся страна нарядила елки и вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Нерабочим же днем 1 января стал только в 1949 году.

Немного о елочных игрушках

В 1848 году в Москве открылась первая фабрика по производству огней "без цвета и запаха", именуемых бенгальскими. Однако, елочных игрушек, изготовленных в России фабричным образом, было мало — завозились они в основном из Германии. Отечественное же производство было очень незначительным — в Петербурге и в Клину. в Петербурге и в Клину

Массовое производство елочных игрушек в России началось в 60-е годы. До этого елочные украшения делались вручную: из папье-маше, из ваты и прочего подручного материала. Каждая игрушка имела свое лицо.

В начале 20-го века широко были распространены хромолитографические игрушки. Они делались с применением хромолитографии - типографским способом отпечатанная головка ангела, а звезда из проволоки, обмотанной мишурой. Еще фигурки делались из картона, а туловище из ваты – для объемности.

Игрушки 30-х годов сделаны из ваты, бумаги и стекла, поскольку до 35 года производство елочных игрушек в стране не осуществлялось. В 1937 году Наркомпрос В 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Игрушки тех лет созданы в виде фигурок людей: парашютистов, хоккеистов, человечков негроидной и монголоидной расы. Редчайшими экспонатами считаются украшения из прессованной ваты, облитой лаком – пионеры, фрукты, зайчики-лисички. Наркомпрос рекомендовал вешать их на нижние ветки елей. Пусть дети пощупают-поиграют! Заигрывали ватных елочных зверей до дыр, поэтому их осталось очень мало даже в музеях.

шары с портретами вождей Ватные игрушки делали до середины пятидесятых. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани. В Москве работали две артели, производящие елочные игрушки – «Художественная игрушка» и «Все для ребенка».

После 30-х годов, в связи с отменой запрета на проведение елок, появились шары с портретами вождей.
В 40-х годах появляются игрушки из толстого бутылочного стекла, в тематике которых появляются военные мотивы: собаки-санитары, пистолеты, датированные звезды и т.п. В 50-х годах появились игрушки-малютки предназначенные для елочек-малюток, которых легко было разместить на письменном столе - они были около 25 см в высоту. Для таких елочек и выпускались маленькие стеклянные шарики, пластмассовые овощи и даже бусы. В эти годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. Распространены были также жестяные игрушки.

В 60-х новогодние украшения часто делают В 60-х новогодние украшения часто делают в виде космонавтов и кукурузных початков.







мальчик ЧиполлиноЭто также время расцвета Это также время расцвета игрушек на прищепках – сказочных героев, птичек, животных и прочей всякой всячины.

На праздничных елках 70-80-х годов На праздничных елках 70-80-х годов преобладают абстрактные игрушки. Вместо непременной звезды появляется множество верхушек-пик - совсем по-западному (там они появились еще в 19 веке). Производство елочных игрушек становится поточным и особенным разнообразием не отличается.

На сегодняшний день российские игрушки теряются под натиском китайской продукции.

Как украсить елку

Во многих странах ценятся до сих пор старые елочные традиции. старые елочные традиции В Америке модным елочным украшением считаются красно-белые сахарные конфеты с мятным вкусом, сделанные в форме трости. Считается, что кондитер, который придумал такую конфету, не случайно придал ей форму латинской буквы J — ведь с нее начинается имя Иисус (Jesus). Японцы украшают елку игрушками, сделанными из бумаги в технике оригами. В Европу пришла мода на все рукотворное. В России эта мода легко прижилась, и ряды елочных игрушек пополнились деревянными не только фигурками, но и шарами, расписанными вручную.

Несколько лет назад были в моде скромные елки с минимумом игрушек. Предпочтение отдавалось шишкам. Затем появилось совершенно противоположное направление - максимум всего блестящего и сверкающего, чтобы елка терялась под слоем игрушек, серпантина и «дождика».

Сегодня в моде неординарные и нестандартные игрушки и украшения из ткани, дерева, глины. В качестве украшений используются даже СD-диски. Дизайнеры "обувают" елку в валенки, вешают на нее гирлянды из пуговиц, развешивают денежные купюры. Чем чуднее, тем лучше.

на начальную страницу
[Игрушечка - содержание]
[Следующая статья: Куколка моя!]
[Вернуться в магазин]
© При цитировании активная ссылка на www.rustoys.ru обязательна


© 1999 - 2017 RusToys.ru