Оформить заказ

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка Лепка глиняных игрушек Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.

Абашевская игрушка - с.Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области.
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.


В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее. Олень автор В.Зоткин
Лучшими абашевскими мастерами оказывались как правило староверы. Самый известный из них Василий Зоткин, инвалид с детства, полуслепой, неграмотный, происходил из знаменитой семьи абашевских игрушечников. "В зависимости, например, от настроения, он мог сделать одному оленю рога очень большие, другому - средней величины, третьему - маленькие. Разными они будут и по форме и по строению. Проявляют себя здесь присущие народному творчеству черты - обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов, достаточная свобода их решений." Подробнее об абашевским мастерах на сайте http://stup.ac.ru/win/penza/mnt/k_p.html.
О другом Зоткине (Ларионе) рассказывал Н.М. Церетели в книге "Русская крестьянская игрушка", изданной еще в 30 годы:
"Одна из зоткинских свистулек необычна по своему сюжету. Она изображает собаку, перед которой, встав на задние лапы и упершись ей в грудь передними, стоит щенок. Уже по этой игрушке можно было судить о непосредственности и даровании мастера.
— А вот это замечательная собака,— с какой-то особой нежностью в голосе сказал он, как бы пытаясь передать мне, что эта собака — не просто собака, а особенная, какая-то “замечательная”. Убедительный тон гончара и прекрасная игрушка в его руках заставили меня поверить, что передо мной “замечательная собака”."

Существует интернет-каталог абашевской глиняной игрушки http://abash.netfirms.com/katalog.html, где можно выбрать и заказать игрушку, снабженную сертификатом с личной подписью мастера. Здесь к традиционно игрушечной форме примешена также мистическая (обереговая) функция, что, вероятно, увеличивает стоимость игрушки.

Дымковская игрушка - г.Вятка.
Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Дымковская жанровая игрушка - лодочная прогулка Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.

Дымковская игрушка “Известный этнограф, изучавший вятскую деревню, писал, что в Вятке делают глиняные игрушки, что игрушки эти бессмысленны, и жаль - пропадает талант народа на таких глупых вещах. Впрочем, - добавлял ученый, - в последнее время благодаря стараниям земских работников вятские кустари начали делать необыкновенно изящные вещи: пепельницы, статуэтки царей и Наполеонов. Так не понимал красоту вятской игрушки известный ученый ... ” - эта цитата с сайта объединения Дымковская игрушка http://www.gov-vyatka.ru.
Промысел не стал развиваться по этому "полезному" пути, но к сожалению дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.

Жбанниковская игрушка - деревни Жбанниково, Ромпино, Рыжухино и др. Городецкого района Нижегородской области.
Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Жбанниковский коник Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур "серебрятся" с помощью алюминиевого порошка.
Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области.
Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.
В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Каргопольская глинянная игрушка "Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: "Купи, тятя, коня!" А заодно с копеечной "бобкой", глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится.
Игрушку, конечно, наказывали беречь, Каргопольская глинянная игрушкада только редко она доживала в целости до следующей ярмарки. Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре."
- Цитата из статьи М.О. Васильчук целиком посвященной каргопольской глиняной игрушке на сайте http://xposition.dax.ru/toy.htm.

Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

По местным преданиям деревня была названа Свистульки из Филимонова так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

Плетешковская игрушка Орловскую глиняную игрушку, ныне восстанавливаемую усилиями нескольких семей - подробно описывает сайт http://home.valley.ru/~kolbaser здесь же можно заказать понравившуюся игрушку, написать письмо мастерицам.

В статье использованы материалы из книг "Русские традиционные художественные производства", Н.М. Церетели "Русская крестьянская игрушка".

на начальную страницу
[В закромах - содержание]
[Следующая статья: МИСТИКА РУССКОЙ ИГРУШКИ]
[Вернуться в магазин]
© При цитировании активная ссылка на www.rustoys.ru обязательна


© 1999 - 2017 RusToys.ru