"Умная игрушка" - представляет игрушки старейших российских народных промыслов.
В начале века в России сформировалось два основных игрушечных центра - в Сергиев Посаде и Нижегородской губернии.
Подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица".
Вот как описывает известный писатель И.С. Шмелёв игрушечный базар под горой Троице-Сергиевой
лавры "…Потом ходим в игрушечном ряду, у стен, под Лаврой.
Глаза разбегаются смотреть. Игрушечное самое гнездо у Троицы, от Преподобного повелось: и тогда с ребятёнками
стекались. Большим - от святого радость, а несмышлёнышам - игрушечка, каждому своя радость.
Всякое тут деревянное точение: коровки и овечки, вырезные лесочки и избушки; и кующие кузнецы и кубарики, и медведь с мужиком,
и точёные лица, дюжина в одном: все разноцветные, вложенные друг в дружку, с красной горошинкой в последней - не больше кедрового орешка.
И крылатые мельнички-вертушки, и волчки-пузанки из дерева на высокой ножке; и волчки заводные на пружинке, с головкой-винтиком,
раскрашенные под радугу, поющие, и свистульки, и оловянные петушки, и дудочки жестяные, розанами расписанные, царапающие за крапинками губы,
и барабанчики в золочёной жести, радостно пахнущие клеем и крепкой краской, и всякие лошадки и тележки,
и куколки, и саночки лубяные, и ... И сама Лавра - Троица, высокая колокольня, со всеми церквами, стенами, башнями, - разборная…
Покупаем самые пустяки: оловянного петушка - свистульку, свистульку - кнутик, губную гармошку и звонницу с монашком на полный звон…" Вовсе не матрешки были основным товаром сергиевского игрушечника. Однако несмотря на московское происхождение,
настоящей родиной матрешки стал все же Сергиев Посад.
Дом в Леонтьевском переулке
где появилась первая матрешка.
"Загорскую" матрешку легко узнать среди множества других - это белолицая русская девушка в большом платке, ярком сарафане и переднике,
причем все 3 детали, по закону этого стиля должны быть непременно разного цвета
(основные цвета красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий или черный для "наводки").
Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто
точек. В разделе народных игрушек можно найти еще три вида сергиевских матрешек.
Другой центр производства русской деревянной игрушки появился в Нижегородской губернии,
с центрами в г. Семенове и с.Полховский-Майдан.
"По широкой и доброй земле бежала река,
такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну ее сторону, не знали обычаев населения
другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли
в ее низовьях.
Жил Семен Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой,со своей
Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые на все
стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и
приправы хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья"
- эта легенда об основании города Семенова.
Ассортимент игрушек из Семенова:
счетный материал Башенки, Кот и котята, Поезд-конструктор, Пеналы и т.д. представлены у нас в магазине.
Еще со времен царя Алексея Михайловича здесь стали точить и резать, а затем раскрашивать ложечное "белье" (от слова белый),
так до сих пор называют здесь любые деревянные заготовки. Здесь же с середины 19 века начали точить и игрушки.
Третий центр - безусловно Майдан. "Сейчас мало кто не слышал или не знает о Полховском Майдане.
Полх-Майдан, Пол-Майдан и, наконец, просто Майдан, как называют его сами жители, известен
яркими, пестро раскрашенными деревянными игрушками, которые продают во многих городах...
...Матрешки, которых делают в Майдане,
тоже отличаются от всех известных, и не только расцветкой. Каких только они ни бывают форм и
размеров! Неизгладимое впечатление оставляют гигантские многоместные матрешки с яркими
фартуками, рядом с которыми забавно смотрятся маленькие матрешки-столбики и толстенькие,
как боровички, одноместные куколки.
Интересна сама по себе история открытия Майдана. Промысел возник и развивается
буквально на наших глазах. Он наглядно опровергает все еще бытующее представление о народном
крестьянском искусстве как явлении пережиточном, уходящем в прошлое."
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки,
поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные.
С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских
мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.
В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря".
В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются
основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия:
"цветы с наводкой"; "цветы без наводки" ; прием "под масло", "пестрение" - простейшая кистевая
роспись мазками или точками.
"В маленьких мастерских мужчины и подростки точат игрушки, а женщины отделывают и
расписывают их. Чуть ли не в каждом крестьянском дворе Полховского Майдана и некоторых соседних
селений делают игрушки, известные среди самих мастеров под названием "тараруш-ки", или
"турурушки". Токарное дело, издавна кормившее майданцев, теперь, с появлением искусства росписи,
превратилось в подлинный художественный промысел..." .
Изначальная майдановская матрешка вытянута ("бутылкообразна"), с характерной уплощенной формой
головы.
Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного
обновления форм и приемов декорировки изделий. Изменились популярные матрешечные формы, теперь
майдановская матрешка круглее, головастее, и разнообразнее по росписи, чем первые образцы.
Развитие игрушечного промысла ныне подчиняется только собственным законам.
"Майданские мастера жадно впитывают новые идеи, не отказываясь ни от каких источников
информации: периодической печати, плакатов, журналов и открыток, образцов промышленной графики.
Но из всего многообразия они всегда отбирают только близкое их мироощущению, родственное
сложившейся на промысле художественной системе. "
В статье цитируются главы из книги Подсобные художественные промыслы России, а также материалы с сайта города Семенова.