x
Оформить заказ

Русская умная игрушка?

 

Умная игрушка "Умная игрушка" - представляет игрушки старейших российских народных промыслов.
В начале века в России сформировалось два основных игрушечных центра - в Сергиев Посаде и Нижегородской губернии.
Подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица".

Вот как описывает известный писатель И.С. Шмелёв игрушечный базар под горой Троице-Сергиевой лавры "…Потом ходим в игрушечном ряду, у стен, под Лаврой. the Holy Trinity Monastery of St. Sergius Глаза разбегаются смотреть. Игрушечное самое гнездо у Троицы, от Преподобного повелось: и тогда с ребятёнками стекались. Большим - от святого радость, а несмышлёнышам - игрушечка, каждому своя радость. Всякое тут деревянное точение: коровки и овечки, вырезные лесочки и избушки; и кующие кузнецы и кубарики, и медведь с мужиком, и точёные лица, дюжина в одном: все разноцветные, вложенные друг в дружку, с красной горошинкой в последней - не больше кедрового орешка. И крылатые мельнички-вертушки, и волчки-пузанки из дерева на высокой ножке; и волчки заводные на пружинке, с головкой-винтиком, раскрашенные под радугу, поющие, и свистульки, и оловянные петушки, и дудочки жестяные, розанами расписанные, царапающие за крапинками губы, и барабанчики в золочёной жести, радостно пахнущие клеем и крепкой краской, и всякие лошадки и тележки, Настоящий волчок - воет при запускании и куколки, и саночки лубяные, и ... И сама Лавра - Троица, высокая колокольня, со всеми церквами, стенами, башнями, - разборная… Покупаем самые пустяки: оловянного петушка - свистульку, свистульку - кнутик, губную гармошку и звонницу с монашком на полный звон…"
Вовсе не матрешки были основным товаром сергиевского игрушечника. Однако несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки стал все же Сергиев Посад.

   Дом в Леонтьевском переулке
   где появилась первая матрешка. Здесь когда-то была нарисована первая русская матрешка, теперь в этом здании её музей.

Загорская пятерка "Загорскую" матрешку легко узнать среди множества других - это белолицая русская девушка в большом платке, ярком сарафане и переднике, причем все 3 детали, по закону этого стиля должны быть непременно разного цвета (основные цвета красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий или черный для "наводки"). Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто точек. В разделе народных игрушек можно найти еще три вида сергиевских матрешек.

Другой центр производства русской деревянной игрушки появился в Нижегородской губернии, с центрами в г. Семенове и с.Полховский-Майдан.
"По широкой и доброй земле бежала река, Семеновский ложкарь такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну ее сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в ее низовьях. Жил Семен Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой,со своей Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья" - эта легенда об основании города Семенова. Золотая семеновская хохлома Ассортимент игрушек из Семенова: счетный материал Башенки, Кот и котята, Поезд-конструктор, Пеналы и т.д. представлены у нас в магазине.

Семеновская матрешка Еще со времен царя Алексея Михайловича здесь стали точить и резать, а затем раскрашивать ложечное "белье" (от слова белый), так до сих пор называют здесь любые деревянные заготовки. Здесь же с середины 19 века начали точить и игрушки.

Третий центр - безусловно Майдан. "Сейчас мало кто не слышал или не знает о Полховском Майдане. Полх-Майдан, Пол-Майдан и, наконец, просто Майдан, как называют его сами жители, известен яркими, пестро раскрашенными деревянными игрушками, которые продают во многих городах...
  ...Матрешки, которых делают в Майдане, Майданские турурушки тоже отличаются от всех известных, и не только расцветкой. Каких только они ни бывают форм и размеров! Неизгладимое впечатление оставляют гигантские многоместные матрешки с яркими фартуками, рядом с которыми забавно смотрятся маленькие матрешки-столбики и толстенькие, как боровички, одноместные куколки.
  Интересна сама по себе история открытия Майдана. Промысел возник и развивается буквально на наших глазах. Он наглядно опровергает все еще бытующее представление о народном крестьянском искусстве как явлении пережиточном, уходящем в прошлое."

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные.
   С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой"; "цветы без наводки" ; прием "под масло", "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками.

"В маленьких мастерских мужчины и подростки точат игрушки, а женщины отделывают и расписывают их. Чуть ли не в каждом крестьянском дворе Полховского Майдана и некоторых соседних селений делают игрушки, известные среди самих мастеров под названием "тараруш-ки", или "турурушки". Токарное дело, издавна кормившее майданцев, теперь, с появлением искусства росписи, превратилось в подлинный художественный промысел..." .

Майдановская матрешка Изначальная майдановская матрешка вытянута ("бутылкообразна"), с характерной уплощенной формой головы.
   Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорировки изделий. Изменились популярные матрешечные формы, теперь майдановская матрешка круглее, головастее, и разнообразнее по росписи, чем первые образцы. Развитие игрушечного промысла ныне подчиняется только собственным законам.

"Майданские мастера жадно впитывают новые идеи, не отказываясь ни от каких источников информации: периодической печати, плакатов, журналов и открыток, образцов промышленной графики. Но из всего многообразия они всегда отбирают только близкое их мироощущению, родственное сложившейся на промысле художественной системе. "

В статье цитируются главы из книги Подсобные художественные промыслы России, а также материалы с сайта города Семенова.

на начальную страницу
[В закромах - содержание]
[Следующая статья: Глиняная игрушка]
[Вернуться в магазин]
© При цитировании активная ссылка на www.rustoys.ru обязательна


© 1999 - 2017 RusToys.ru